Актуальность предмета «Православная культура и этика для Духовных училищ и Воскресных школ»

Доклад на Всеукраинской конференции «Библейская история и христианская этика» в Голосеевском Духовно-профессиональном училище (3 февраля 2017 года)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
484
Время на чтение 14 минут

Сегодня, во времена повального нравственного хаоса, когда границы между добром и злом активно размываются, а значимость нравственного поведения иссякает - то даже в такие лукавые времена многими людьми интуитивно осознается необходимость нравственных ориентиров (как неких маяков, без которых корабли наших судеб разобьются о скалы зла, несправедливости и насилия в этом жестоком мире).

Большей частью люди признают не только осуществление нравственной правдывообще, но и неуютно чувствуют себя без ее содержательного наполнения своей жизни. Оценивать свои или чужие поступки можно только по отношению к какому-либо объективно существующему каноническому идеалу. Этот идеал не может быть абстрактным. Он должен отвечать насущной жажде всего человечества, и для каждого человека быть «единым на потребу», согласно святоотеческой мысли. Добро и зло вообще суть фундаментальные слова в мире этических понятий и переживаний. И дело здесь не только в их предельной смысловой нравственной противоположности. Ведь добро и есть субстанциальная онтологическая реальность человеческого бытия вообще. Зло, наоборот, это существование в пустоте (евр. малхут); оно ничтожно как простое небытие и как неприятие добра. Зло несущественно, а случайно: оно не бытийно, и его существование - это парадокс. (Только на Востоке зло - величина самодостаточная и паритетная добру, но в христианстве не так: зло всегда паразитирует на добре как его антипод). Нравственная борьба человека является наиболее острым типом душевного переживания. С большой остротой она проходит там, где чрезвычайно сильное желание греха противостоит осознаваемой личностьюнравственной правде. Победа человека над собой, победа нравственной правды и блага в личности тем вероятнее, чем сильнее им переживается значимость этой правды в ее содержательном выражении.

Ведь только тот обретает, кто сознательно ищет и стремится сообразовать свою жизнь с высшей правдой. Свобода, даже пораженная грехом своеволия, продолжает оставаться великим и желанным даром для каждого мыслящего человека. (Христос сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными»). Бог создал человека таким образом, чтобы в нем таинственно сочетались и животное начало - «персть», и дыхание Самого Божества. Каждый человек сознает в себе эту двойственность - свою духовно-телесную природу («дыхание Божества» и есть Образ Божий в человеке). Тот факт, что в душевно-плотском личностном единстве первое место занимает духовное начало - дыхание Божества - резко выделяет человека из царства живой природы. Грехопадение первых людей стало катастрофой, открывшей собою историю падшего человечества. Первобытная катастрофа, во-первых, исказила всю человеческую природу; во-вторых, имела чрезвычайные последствия для всего рода человеческого. Важнейшей разрешенной на деле нравственной проблемой человека до падения была его неразрывная связь с Божественной Личностью, что выражалось в чистом и свободном смирении его перед Творцом и находило воплощение в сознательном послушании.

Преслушание знаменовало собой катастрофическое падение в бездну, а вместо святого смирения явилась мерзкая гордость, навсегда связавшая душу человека. «Будете как боги, знающие добро и зло» - искушал дьявол первых людей, где само искушение проникло в глубину их сердец (здесь обнаруживается тайна «открытых глаз»: познав добро, человек уже не в силах был творить его без Бога, а познав зло - не в силах был без Бога с ним бороться).

«Человек - это звучит гордо» - заявлял пролетарский писатель. Первой возгордившейся личностью был дьявол через свое желание «стать как Бог». Дьявол и стал первым революционером, восстав против своего Творца. Поэтому всякие революции, неважно в какой цвет их красят (черный, красный, помаранчевый) - это всегда акт богоборчества, бунт души против духа. Зато после падения дьявол стал учить наших прародителей росткам демократии: «будете аки боги...» Таким образом, гордость вместо смирения навсегда стала фундаментальным нравственным свойством искаженного грехом человека. (Как известно, дух человека жил Заповедью, душа - духом, а тело - душою. Но эта последовательность радикально изменилась в результате грехопадения).

Здесь речь идет о стремлении к самочинному автономному знанию, которое «надмевает» (ибо подлинное знание и его начало - это«есть страх Божий»). Такое надмевающее знание стало неизбежным следствием разрыва связи с Источником жизни, т.е. Богом. Выбрав непослушание, прародители вместе с ним выбрали и несвободу, рабство страстям и пристрастиям, зависимость «от внешнего» как принцип своего существования. С тех пор навеки формальная возможность свободного выбора была уже не принципиальной: остался лишь выбор между разными видами несвободы, т.е. рабства, ибо «кто кем побежден, тот тому и раб».

Стремительное нравственное падение отразилось на жизни и на всем личностном строе человека: на уме, воле, сердечных чувствах. Дьявол отныне получил возможность беспрепятственного воздействия на человеческий ум и сердце по закону «избирательного сродства» (ведь прародители «приняли греховный помысл», согласно учению Свв.Отцов).

Отныне наиболее устойчивыми греховными особенностями стали в человеке: внутренняя нечистота в большом разнообразии ее форм; склонность к предательству; самость (себялюбие и эгоизм); нетрезвость (умственная и духовная); животно-телесная устремленность; склонность к разрушению (в т.ч. к саморазрушению); неумение рассуждать, что есть зло, а что добро. Греховность - это склонность личности к искаженным нормам, установкам и практике по отношению к объективным нормам, установке и практике нравственной жизни. (Сегодня мы наблюдаем, как многие «прогрессивные» государства вводят содомские браки и превращают порок в добродетель. Например, в ряде стран Европы отменили понятие «отец» и «мать», заменив абракадаброй «родитель №1» и «родитель №2». Взорван бинарный код человечества. Помимо мужского и женского полов трансгуманистами добавлено полдюжины других, т.н. гендерных полов. Сознательно разрушается семья и пропагандируется зоофилия, педофилия и прочие глисты преисподней. Президент Обама публично провозглашал главной задачей внешней политики США «защиту прав и свобод сексуальных меньшинств», т.е. лоббировал интересы извращенцев.

В канун своего ухода Барак Обама легализовал и сатанизм на государственном уровне. Речь идет о принятии федеральным правительством решения проводить во всех школах страны факультативные занятия по сатанизму.В государственных школах учебники для таких занятий будут отныне финансироваться за государственный счет. В Детройте 25 июля 2015 года был открыт памятник Люциферу. Ранее большевики после переворота в 17-м открывали памятник в г.Свияжске Иуде Искариоту, где изваяние грозило кулаком небу. Но тогда безбожники уничтожали церкви и репрессировали верующих. Теперь же в США 4 миллиона сатанистов, которых никто и не думает преследовать. И каждый год в этой стране находят 5 тысяч мертвых тел неопознанных детей. Как заявил главврач из Лос-Анджелеса Г.Симпсон «сатанистские акты в отношении маленьких детей сегодня являются страшной реальностью».Прелести западной демократии сегодня хорошо известны: трансгендерная самоидентификация (когда предоставляется возможность «выбирать девочкам и мальчикам себе пол»), однополые «браки», трупное донорство, легализация наркотиков, эвтаназия, фетальная терапия, ювенальная юстиция, генная инженерия, гемодифицированные продукты, публичные гей-парады, клонирование человека, микрочипы... Кроме того, в США повсеместно насаждается т.н. «туалетная демократия»: право мальчиков посещать женский туалет, а девочек - мужской. 9 января 2017г. по данным Ирины Бергсет (пресс-служба «Русские матери»), американские СМИ сообщили о том, что «сегодня вслед за штатом Северная Каролина против «туалетной революции» Обамы восстал штат Техас». Родители, опасаясь за порчу детей, потребовали защитить школы и детсады Техаса от этого кошмара).

Греховность - это и есть склонность личности и человечества вообще к искаженным нормам, установкам и практикам - по отношению к объективным нормам, установке и практике нравственной жизни.

Библия учит нас, что у нас имеются три врага, которые борются с нами до тех пор, пока мы живем на земле. Кто же эти самые враги, с которыми нам приходится иметь дело? Это дьявол, мир и похоть плоти. Главный пункт дьявольской работы - скреплять устойчивость союза соблазна мира с природной склонностью. Для того, чтобы грех стал желанным, необходимо, представить сочетание внешнего соблазна и внутренней склонности к нему приятным и нужным. Во-вторых, оправдать это действие, усыпив совесть и направив действие рассудка так, чтобы видеть логичность и целесообразность со стороны нравственной.

Поэтому совместное влияние мира, плоти и дьявола на душу человека состоят в том, чтобы он вступил в греховный строй жизни как бы «не ведая, что творит», а затем по мере вхождения в грех вдруг получил все осознание тяжести своего грехопадения, но одновременно и безысходности.Грех должен вначале представляться в яркой, роскошной упаковке и многообещающей сладости. Так зарождается сознательное противление Богу.Святитель Тихон Задонский говорил, что каждый произвольный грех есть грех смертный. Ведь любые соблазны остаются бессильными до тех пор, пока грех на деле неприятен и гадок для человека.

Следует добавить, что важную роль в этих камуфляжных процессах играет общественное мнение, средства коммуникации и СМИ, которые выполняют две функции: первая - привлечь к греху и злу, а вторая - оправдать грех, чтобы затем в нем растворить человека. Поэтому человек, прислушиваясь к общественному мнению, непременно обманывается (мир - это и есть общественное мнение, мода, вкусы, пристрастия, дурные компании, богоборческие сообщества, броская реклама и проч.).

Как же сегодня противостоять этому, особенно молодым людям?

Мой предмет, который я веду В Голосеевском Духовно-профессиональном училище, называется «Основы православной культуры и этики для Духовных училищ и Воскресных школ». Существует около 500 определений термина «культура». Например такой, как думается, наиболее удачный: «Культура - это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Но религиозная культура концептуально отличается от культуры обыкновенной. Под религиозной культурой (в данном случае, православной) следует понимать: 1). Религию (восстановление связи с Творцом - р е л и г а р э - связь, соединение) - это мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение, особые действия (культ), основанные на вере в существование Бога и направленные на общение с Ним и получение от Него помощи; 2). Религиозную этику - учение, направленное на изучение морали. Этика - это часть религиозной культуры; 3). Искусство, праздники и народные традиции, непосредственно связанные с религией и отражающие ее содержание.

Этот предмет разделен условно на два взаимосвязанных блока: в первое полугодие изучается православная культура; во второе - православная этика. Основная цель православной этики в том, чтобы свидетельствовать об абсолютности Божественного закона. Это значит, что его суть и содержание не зависят от времени и пространства («Небо и земля прейдут, но ни одна черта или йота не прийдет из Закона, доколе не исполнится все»). В противном случае этика становится релятивной (относительной) и, соответственно, нехристианской. Релятивность допускает искажение нравственных критериев в зависимости от «конкретных обстоятельств» и сиюминутной политической конъюнктуры. Культура и этика, как мы выше сказали, тесно и неразрывно связаны друг с другом. Следует знать, что именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений (Декалог - Десятисловие). Именно религия сформировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности всего человечества. Подлинные шедевры искусства всегда связаны с религиозными мотивами, переживаниями и исканиями человеческого духа главного Смысла жизни (ибо Смысл - это одно из имен Бога).

Следует знать, что внешняя культура, внешняя интеллигентность не заменят православного мировоззрения и воспитания, поскольку религия - это «единое на потребу», согласно православной святоотеческой мысли. Ведь можно быть и интеллигентным негодяем и подлецом. Без религиозного стержня, без этой подлинной внутренней красоты человек вскоре утрачивает и внешнюю. Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это от того, что в жизни нет главного - иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами (например, главная цель КПСС была - улучшение материального состояния советских трудящихся, где на сей счет Писание говорит: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную»). Десятилетиями существовавшая атеистическая точка зрения в школе, семье, обществе привела к тому, что вопросы об отношении к Богу, людям, к самому себе приобрели неправильное понимание, и как следствие этого наши учащиеся не получили прочных навыков духовно-нравственного воспитания, особенно в школьном возрасте.

Еще важный момент состоит в том, что свой предмет я читаю принципиально на русском языке. Отказ сегодня на Украине от русского языка - это интеллектуальное обкрадывание себя через отказ от Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого, Бунина, Есенина, Пастернака, Цветаевой. Исследования сегодня показывают, что расширение пласта общеупотребительной лексики в молодежной среде происходит за счет просторечных слов, тюремно-лагерного жаргона, англицизмов, неологизмов и компьютерного сленга социальных сетей. Более всего обращает на себя внимание нарушение логики речи, деформация стилевых пропорций, несвязность высказываний.

То, что сегодня в Украине отводится много времени на изучение английского, немецкого и прочих языков (вместо русского), способствует приобщению обучающихся к «западным» ценностям, часто противоречащих базовым, как мы выше указали, человеческим ценностям, которые пока еще противостоят ценностным ориентирам современной Европы и США. Сегодня, например, старательно подводят молодежь к мысли не только не осуждать педерастию, но относиться к ней как к вполне тривиальной норме жизни. Генерируемая в настоящее время в системе образования деформация гуманитарной сферы - это прямая угроза целостности и адекватности мировосприятия подрастающим поколением, а поэтому в возможной перспективе может создать благоприятную почву для успешного применения технологий управляемого хаоса, этого опасного оружия современной консциентальной войны (войны с сознанием). Поэтому для исправления ситуации хотя бы в том минимуме, который я могу охватить - постарался разработать такую программу для изучения православной культуры и этики, которая могла бы помочь учащимся усвоить нравственные основы, базирующиеся на православных религиозных ценностях.Ранее у меня были изданы несколько учебных пособий по Катехизису, Сектоведению и Миссиологии, по которым занимаются сегодня студенты Киевской Духовной семинарии и академии, и которые имеются в свободной продаже в церковных лавках. Пособия издавались по благословению нашего священноначалия.

Материал преподавания (и пока мое рукописное пособие) «Православной культуры и этики» разделен на несколько частей. Первая часть дает общие представления о ключевых понятиях культуры и этики. Во второй части излагаются притчи ИисусаХриста в их этическом измерении. В третьей части разбирается нравственно-этический аспект молитвы Господней («Отче наш»).В четвертой части рассматривается понятие ложной духовности в ее пестроте и разнообразии. Пятая часть дает самые основы христианской нравственности.

Соотношение земной и высшей правды составляет главное содержание христианской этики, которая лучше всего изложена в Десятисловии (Декалоге) Ветхого Завета и в Нагорной проповеди Христа - в Новом. Для лучшего понимания и усвоения подростками основ православной культуры и этики я постарался не в сухой форме излагать материал об основных этических нормах, а дать их осмысление через многочисленные притчи Иисуса Христа. Именно поэтому эти притчи занимают в пособии столь большое по объему место.

1 часть. Введение. Предмет изучения православной культуры и этики. О Богооткровенной Религии и религиях. Понятие о Боге-Творце. Язычество древних славян. Крещение Руси св.князем Владимиром. Библия. Храм. Икона. Религиозная тематика в искусстве народов мира. Иконопись на Руси. Образ Богоматери в иконографии. Ставрография: виды св.Креста. Агиография как особый вид православной литературы. Отношение к суевериям и приметам. Мифологемы в церковной ограде.

2 часть. Притчи Иисуса Христа в их этическом измерении. Слово Божие, которое не все воспримут (Притча о Сеятеле.Мф. 13:1-9). Путь превращения в верующего человека (Притча о Невидимо Растущем Семени). О нашей любви к ближнему и воспитание в себе смирения (Притча о Блудном Сыне. Лк. 15:11-24).Отношение к гордости и самолюбованию (Притча о Мытаре и Фарисее. Лк. 18:9-14).Притчи о Добрых делах и Добродетелях (Притча о Немилосердном Должнике. Мф. 18:23-35).Заставить себябыть ближним для тех, кто нуждается в нашей помощи (Притча о Милосердном Самарянине. Лк. 10:25-37). Последовательная и продуманная благотворительность (Притча о Неверном Управителе). Безропотное и терпеливое перенесение скорбей и страданий (Притча о Богаче и Лазаре. Лк. 16:19-31).Предостережение человеку не копить себе земных богатств (О Безрассудном Богаче. Лк. 12:16-21).Ответственность перед Богом за врученные нам «таланты» (Притча о Талантах. Мф. 25:14-30). О рассудительности и молитве (Притча о Строителе Башни и о Царе, готовящемся к войне). О постоянстве и терпении (Притча о Друге, Просящем Хлеба и о Суде Неправедном. Лк. 11:5-8).Притчи об ответственности и благодати (Притча о Злых Виноградарях. Лк. 20:9-16; Притча о Бесплодной Смоковнице. Лк. 13:6-9). Праведность как брачная одежда (Притча о Званых на Брачный Пир. Мф. 22:2-14).Последние будут первыми. Суды и милости Божии (О Работниках, Получивших Одинаковую Плату.Мф. 20:1-16). О Благодати Божией (Притча О Десяти Девах. Мф. 25:1-13). О Втором Пришествии Спасителя (Лк. 13:35-40).

3 часть. Нравственно-этический аспект молитвы «Отче наш». Дар слова человеку. Любовь и чистота: «Да святится имя Твое». Послушание и смирение: «Да будет воля Твоя». Отношение к богатству: «Хлеб наш насущный дай нам днесь». Зло в мире, грех, свобода: «И остави нам долги наши». Отношение к скорбям: «Не введи нас во искушение». Дурные наши привычки и милость Божия: «Но избави нас от лукавого». Может ли человек быть «хорошим» без Бога?

4 часть. Понятие ложной духовности.Уникальность Христианства в контексте существующих других религий. Понятие иноверия, инославия, раскола, ереси, секты, деструктивного культа. Атеизм как душевная немощь заблудившегося человеческого сознания. Виды атеизма. Движение «Новый век» как ложная духовность и главный враг Православной Церкви нашего времени. Экуменизм как новая ересь XXI века. Церковь и Ее онтологическое измерение, Ее основа и слагаемые. Главное препятствие к добродетели - грех. Греховная обремененность в молодежной субкультуре: рок-музыка, наркотики, азартные игры, ненормативная лексика. О сакральном значении русского языка. Православие и современная культура.

5 часть. Наставление юноше при начале пути его. Свобода воли и проявление ее в жизни человека. Природа христианской семьи. О значении постов в жизни верующего человека.

Такое изложение материала ориентировано на учащихся в возрасте 15 -16 и 17 лет, которые поступают и продолжают обучение в нашем Духовно-профессиональном училище.

***

См. ВИДЕО доклада профессора Виктора Михайловича Чернышева на Всеукраинской конференции "Библейская история и христианская этика", состоявшейся 3 февраля 2017 года в помещении Голосеевского Духовно-профессионального училища в Свято-Покровской Голосеевской Пустыни, г. Киев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28